|
Драгоценный
обесцененный малыш. Повесть о
забытом прорыве советской авиации – от
состарившегося автора |
|
Слева – одно из зданий МПКБ "Восход" на улице
Ткацкая (вид с перекрёстка с улицей Ибрагимова), где происходили описываемые
события[1]. Справа – герой
тех событий и автор этих строк. |
Часть 5, 1-е издание,
иллюстрированное (v1)
Продолжение:
фото со страницы http://www.aviatrans.ru/jak42.html |
У меня не было недостатка в срочных заданиях
по работе. Не бездельничал. Но переживали ли Вы скуку и беспокойство
от того, что поручаемое вам – привычно выполняемо? А рядом – есть нечто, достойное
внимания и испытания сил[2], но в руки оно не
даётся … Но на эту "тему"
нельзя "перейти" – её никто не берёт. |
А если её возьмёт другая бригада, то не факт, что
возьмут в это дело и тебя! … Тут так не
принято. Если бы чудом взяли, не факт, что тебе в той группе будет комфортно … Жизнь начинающего конструктора не проста,
особенно, если он не ценит и не бережёт уже полученные блага … |
Барсуков в последний день существования ТКО5 |
Меня же Скотников предупредил, что перевод (из бригады Барсукова
в бригаду Якубовича) - первый и последний[3]. А перешедшему с низкой должностной категорией - грозит (в наказание) исполнение только простых
чертежей. Подсобником в рутинных работах я быть не хотел. Это – не моё! Нет особого интереса в
изготовлении простых чертежей, когда кто-то другой делает рядом то, что определяет
главные черты прибора. Ты соучаствуешь, но не в основном. |
А хочется стать значимым. Собственно, для того и
шёл в авиацию. Чтобы делать свои
самолёты, мало было дополнительно окончить факультет самолётостроения и
двигателей. Вот же даже с "красным"
дипломом приборостроителя ты не можешь получить задание даже на
доработку готового прибора! Веришь и чувствуешь, что можешь,
да только что окружающим до твоих амбиций? |
|
А пока
даже не знаешь истории заслуг соседствующих "ведущих". Даже
это не можешь! Тебе "не положено"! И это так унизительно! В каких обстоятельствах и после каких достижений они
стали "ведущими"? Кто твои командиры? Кто твои соратники по работе?
Кто ты, если и столь простое любопытство запрещено "1-м
отделом"? … И что ты им можешь предложить кроме своих амбиций? Объявить себя
"ведущим"? Неплохая идея. Но что вызовет это, кроме
смеха? Кого и что ты поведёшь? Нелепостью уже было то,
что принят я в КБ был старшим инженером, но шли месяцы, а младших у меня не
появлялось, как не было и самостоятельного объёма работ. "Безумство
храбрых", которое воспел в "Песне о соколе" ещё
"буревестник революции" Максим Пешков (оставшийся и после получения
популярности под псевдонимом Горький), могло окончиться признанием
безумства, неадекватности поведения, то есть закрытия дорожки к
"росту" … Нам в школе преподавали
образец храбрости, а не безумство. Но герои всегда "не как все". И неспособность на геройство в массах – недостаток, а не норма. И при этом "норма" – мнение "большинства". Быть не "как все" среди "нормальных" - большое безумство … Но ведь ты же не признания
безумства добиваешься?! Тут самоназначением - ничего не возьмёшь. А "за неадекватность" - тебя вообще начнут избегать. В лучшем случае. Неадекватные,
нестабильные, - ненадёжны … Но это ещё – как шаг в никуда. От "причала"
отплывёшь (тебя прогонят или уволят), а "курс и груз" - не получишь (тебя не назначат для
ведения проекта, вообще обрекут всю жизнь шайбы чертить или вносить
исправления в чужие чертежи по чужим указаниям) … Изгнанный с
чужого корабля – не
получит ни плота, ни соломинки … И изгнанного или сбежавшего, без рекомендаций и
достойной характеристики[4] – не примут на приличную работу. И что тогда? |
|
Надо было предложить
что-то такое, от чего никто не мог бы отказаться. В этой истории – главным тузом было бы
требуемое решение этого почти неисполнимого задания. А его пока не было. В начале совместных хождений в цеха Якубович как-то
мне сказал о своих историях внедрения, что, если что-то очень хочешь
внедрить, - дай начальству украсть
свою идею.
При этом не было и речи о передаче идей от меня ему, речь шла о
передаче старшему начальству. Любили там делать себе честь за плагиат[5]. Но пока предложить было нечего. Сначала надо было узнать, - что же нужно? Собиравшиеся в курилке
"ведущие" не прекращали спорить, когда я мыл
после туалета руки. Эта процедура не могла быть долгой, не
могла быть частой, чтобы не казалась нарочитой. Я не курил, потому не мог постоять рядом под
видом курения. Обрывки были случайные, общей картины не складывалось. Пришлось мне прибегнуть и к партизанской разведке. |
Николай Егоров в последний день существования ТКО-5 |
В разработке предыдущего прибора участвовал и
инженер-электронщик нашего ТКО-5 - Николай Егоров[6], которому я помогал
советами в жилищном законодательстве (он мечтал вырваться из тесной
коммунальной квартиры в Центре Москвы - в отдельную нормальную
квартиру[7]). А я подбадривал его к обмену[8] с Маросейки на окраину.
Коренные москвичи на это никогда не соглашались, мучаясь в коммуналках. КБ не
хотело помочь своему ведущему специалисту. Егоров ожил после переезда
в отдельную квартиру после моего провоцирования бросить "центр"
столицы в коммуналке ради нормальной жизни в отдельной квартире. Это толкнуло
его - и мне помочь. |
Он, как и многие ведущие,
был ознакомлен с Заданием на переработку прибора и системы, но в курилках молчал,
когда другие обсуждали эту тему, давая моим ушам обрывки знаний. Но мне он пересказал
Задание в части необходимых мне данных. |
Тут хакеры
убили фото первого прибора ПЗВЭ |
Он был соразработчиком
предыдущих ПЗВЭ и ССВЭ для ЯК-40. И отлично знал все предыдущие проблемы. И уже поэтому он был ознакомлен с новым заданием на
их переделку. В условиях международной значимости скандала и
задания, раскрыть мне гостайну было не предательством (а
ему могли присудить такое! Формально-то - сознательное нарушение),
а было рисковым подвигом (но это не признали пока). |
А был он опытным и осторожным инженером. Но ни один
чекист или начальник не выступил бы в суде в его защиту. Он не
"проболтался", он сознательно нарушил подписку "о
неразглашении", надеясь на мои идеи для решения проблем … Он уже знал много из моих
размышлений и проделок на пользу страны. И он верил, что мне опять что-то удастся
придумать. Его бы веру – руководителям КБ! Часть задания по доработке
электроники тогда всё равно досталась бы ему. То есть он выбрал меня в
пару вместо уходящего Богомольца. Пока не было
исполнителя на разработку механики самого прибора ПЗВЭ (и комплекта ССВЭ). Хотя ведь многие знали не меньше. А всё же считали "свою рубашку – ближе к телу" … Ну да, мало ли таких вот
случаев доверия, обернувшихся сопредательством? Эх, а мало ли случаев доверия, когда "на безрыбье"
случайная помощь спасала и крупные разведоперации? Марк тоже знал ТЗ Богомольца, но совсем не
рвался грузить себя его разработками, отношениями с новыми КБ и заводами. И это понятно. Новые проблемы неизбежны, и приведут
к ещё большим нагрузкам, к невозможности качественно работать с уже
набранным багажом приборов. И ТЗ на ПЗВЭ мне открывать не
стал. В случае моей удачи - он меня бы потерял. О получении мной темы Богомольца он и я тогда не
думали. Меня могли просто арестовать. Я в КБ ещё и 5 лет не отработал. Да из них ещё уходил
перед Олимпиадой на стройку поработать за квартиру … Кому как, а Николаю Егорову этот выход был
актуален. Но он не пошёл. На место "ведущего" его бы уже не
вернули. "Свято место пусто не бывает" … А моей афёрой он восхищался[9], хотя она мне здоровья
сильно поубавила[10] … В Задании на прибор функцию переключения
скоростей вращения счётчика - предлагалось
"разместить" на ручке вращения счётчика. В простейшем варианте –
это торцевая зубчатая муфта, передающая вращение то - одной "ветке" редукторных колёс, то – другой. Городить кулачковые,
рычажные или иные механизмы тоже не возбранялось. Но они более громоздки, а места
нет. Человек, видевший этот
прибор, видимо, видевший и его начинку без кожуха, который мог бы понять, что
и дополнительный барабан к счётчику с двумя дополнительными колёсами привода – поместить некуда, специально добавляет
элементы, ещё требующие место. Причём, делает это не в режиме совещания
с разработчиками, а в режиме приказного задания. Он в своём уме? Он
давно на должности легендарного русского царя, посылающего "туда, не знаю куда, принести то,
не знаю что"? И часто ему приносили? Автором лучшей торцевой
муфты переключения в МПКБ был Якубович (на его электро-муфте), пока мной
не была предложена новая конструкция,
которая нас с Марком не рассорила, а сдружила. В работе над переключающей
муфтой я ещё тогда обнаружил два недостатка её применения: 1.
она должна стоять вне цепи точного измерения[11], не разрывая её[12]. Т.е. – в цепи управления скоростью привода или в цепи
смены источников управляющего привода. И … 2.
она имела теоретическую возможность не переключить цепочки без
их медленного вращения, не имела "самодоворота" из контакта в нерабочее
положение[13]. Недоворот грозил банальным
ударом торцев переключаемых колёс. И с
ударом - зазубрины или сколы. Этот недостаток равен
возможности плановой (возможной) аварии в полёте. Такого планировать нельзя. Для этого самодоворота
колёс (исключения невключения муфты) мне мерещилась иная
конструкция зубчатых колёс, которая тогда для обсуждения даже не годилась[14]: так всем "поперёк
горла" стал мой спор с Якубовичем[15]. Все мои потуги на продолжение
улучшения уже улучшенной мной муфты - были отброшены
Скотниковым. Скотников обожал твердить
"лучшее - враг хорошего". И врагов (улучшения) -
душил в колыбели. Сейчас (т.е. в тот год
разработки нового варианта ПЗВЭ) те мои идейки были бы "ко двору",
но ворота "во двор" - наглухо закрыты.
"Тему" (улучшение муфты) никто не брал в разработку. Да и поводов не было. Муфта продолжала ставить рекорды
надёжности. И моя идея (в случае внедрения при начале проектирования
по неосуществимому заданию[16] на прибор) явно
"пахла" ещё двумя-тремя скандалами. 1.
Она могла "потянуть" на патентование.
А это требовало ещё времени и сил. А начальство спешило. Поэтому им очень хорошо – уже плохо! 2.
Для её выполнения не было готового оборудования и технологий.
А делать станки и приспособления – дополнительно к кризисному прибору – это уж совсем через чур![17] 3.
А из этого мог получиться и
третий: если патентоспособная конструкция полетит, а её изучат и
запатентуют враги, то всем самолётам с нею – хана, смерть! Патент
перекроет использование нами наших идей и конструкций, так как лицензию нам
специально не дадут. Это – ловушка. Нужно было решение, не
отягчённое дополнительными проблемами. Если такое решение возможно. Но, может, предполагаемые
мной риски создания новой технологии и патентования - были бы легче создания нового самолёта? А всё тянуло к проектированию самолётов с совсем
новым поколением управления. Но остановить наши
полёты за границу на эти годы было нельзя! Варианты переделок прибора
без применения этой моей новации с фантастическими зубчатыми колёсами - казались (мне) худшими. Они и оказались худшими. Но это было потом … Ведь о моих идеях пока не знали, да и знать не хотели[18]. А мне-то это было зачем? Весь мир вокруг меня
твердил, что мои затеи – дело глупое, дикое! … Мешают просто выполнять планы работ. Не хочешь "нормально" работать, - уходи … Но вот в планах стояло создание
изменённого ПЗВЭ, а его мешали, не хотели делать - любители спокойных плановых работ! Они отвергали Задание! Они не знали
способов его выполнения. Не знал пока и я. Но меня безумно тянуло в эту запретную зону. Главное для внедрения – дать решение,
близкое к ожидаемому, иначе его не примут. Да только под счётчиком,
где проходила ручка, места для муфт переключения и для создания
ступеней редуктора - тупо не было.
Значит, это уходило с осью-ручкой в ступени редуктора за счётчиком, в
отдельный узел или отдельный ярус осей редуктора, требуя увеличения
длины оси[19]-ручки и увеличения
габарита прибора. А это запрещено! И что делать? А длинная тонкая и выдвигаемая из прибора
ручка обретала риск слома. Её трудно выточить. Её
трудно закалить. Она будет гнуться, коробиться, иметь осевые
"биения". Её в выдвинутом состоянии легко сломать! Исплюёшься от грядущих "перспектив" … |
Избежать участия в этих проблемах – было легче и благоразумнее, чем рваться к ним! А у меня в ту пору и своей текущей работы было – навалом! И отвлекаться на эти фантазии можно было только
после работы. А самому лишать себя
дома отдыха - кому надо? Но всё же из
возникшего неодолимого любопытства и азарта (дома! усталый после
работы) я просмотрел все справочники по редукторам и механизмам, которые я
нашёл в библиотеках и у знакомых. Справочники Марка
Якубовича можно было листать только у него дома. И даже меня удивило его согласие (и согласие
его жены) дать мне гостевые условия на несколько дней с
ночёвками для чтения его технических книг. И он удивлялся этой моей суете самообразования: ведь
мне никогда (до получения должности ведущего конструктора) не дадут
самостоятельный прибор! А когда дадут, в них эта проблема может не
повториться. А пока - он мой
"ведущий", он не поручит мне "пойди туда, не знаю
куда". Ну, повод для
самообразования, конечно, хороший … Пригодится. Может быть … Марк впервые видел самообразование с подобием
самоистязания. Но он знал поговорку "охота
пуще неволи".
И вот она – творится на его глазах! У Марка была отличная техническая библиотека, целая
мебельная "стенка". В ней кроме "Теории
механизмов и машин" разных авторов, начиная с Артоболевского, даже был
сам многотомный справочник механизмов механики Артоболевского. Первый удар по мозгам: сколько же бессонных ночей
надо читать эти тысячи страниц? Год? Пять? Решение надо же
найти за месяц-два-три … Потом проект может
"улететь на полку" … Или улетит раньше. А будут ли тебя терпеть с
ночными чтениями? А что будет со мной через неделю-другую бессонного
чтива? Удар второй: просмотр книг по оглавлениям неэффективен: оглавления не
раскрывают содержание. В большинстве книг нет
"алфавитного справочника", по "ключевым словам"
приводящего на нужные страницы. Пришлось сначала
просматривать книги с "алфавитными справочниками" по словам
"зубчатый", "переключатель", "муфта",
"редуктор", "переключатель", "синхронизатор",
"счётчик", расставляя закладки на просмотренные книги. Как же они
бедны примерами, как много пересказов похожего! Как много в них общей
машиностроительной механики, но не приборной! Чем больше просмотренного,
тем жарче ожидание находки "золотника". Но вот в Справочнике
Артоболевского я обнаруживаю пробелы известных мне конструкций. Нет
многооборотного упора. Нет многодисковых фрикционов. Мал раздел
схем счётчиков. Нет механизмов арифмометров … Нет авиаприборов, нет знакомых мне
элементов гироскопов, нет кремальер, нет мембранно-рычажковых
зубчато-колёсных механизмов высотомеров … Нет таблиц с
перечислением элементов справочника, входящих в составные механизмы из этого
же справочника. Раздел "храповик" может скрывать участие в
нём "кулачков", "кулис", "рычагов",
"пружин", "фрикционов", "фиксаторов", разных
"опор" … И в каждом названном –
такое же, нет нужных названий. Сколько возможностей пропустить
нужное, не просматривая всё!? В каждый справочник просто необходим самый подробный
"алфавитный справочник"! А его нет!!! И стоит ли надеяться найти
нужное, если заведомо нет даже известного мне!? Не знаю, как могли спать
хозяева под активное шуршание страниц. Наверное, я ещё и ворочался, и
бормотал. Точно вставал менять книги из всех этажей полок … Меня не прерывали, не укладывали, не
выгнали. Наверное, такой подвиг они позволили себе первый и последний раз в
жизни. Ожидание
"золотника" кончилось осознанием потери его в тоннах "пустой
породы" страниц, включая страницы где-то лежащих непросмотренных тысяч
книг "ленинской" библиотеки, "политехнички" и ГПНТБ … Но механизма, который мне
бредился или подходящего взамен, - в них НЕ было!
Крах? Не лезу ли я в
заколдованное царство "туда, не знаю куда"? Меня ведь недавно лихорадило на электромуфте Якубовича,
потому что понятия об электромагнитах в МАТИ нам дали примитивно,
схематично, непригодно к практике конструирования. Да и в справочниках
все механизмы были показаны схематично. А ведь об особенностях
многих можно[20] написать отдельные книги! Задание нельзя делать
на неизвестных элементах, на разборку которых потребуется дополнительное
время! А я пока и пригодного
известного не нашёл, и нового не придумал. Повод угомониться? Марк, скорее всего понимал
реальную причину моих поисков (не к его муфте, а к несозданной пока муфте переключения для
ПЗВЭ Богомольца), но молчал. Если это повод самообразования с изучением его
библиотеки, то это хорошо. Ему знающие помощники нужны. И с незнайками - скучно. Однако же, и ему самому
нужен хорошо выспавшийся и не отвлекающийся на ненужное помощник. Ни один из просмотренных мной
хороших справочников не был создан специально для авиаприбористов, для
создателей механизмов тонких и чутких … Таких просто НЕ
было в библиотеке КБ. Надо ли их тогда искать в "ленинской"
библиотеке, в "политехничке" и ГПНТБ? В принципе, комплектация книг библиотеки КБ НЕ
могла вестись добросовестно. Она просто была мала, тесна. Одни и те же
"ходовые" справочники даже не закупались на каждую
конструкторскую бригаду. Дефицит приводил к потерям времени и сил. А справочники для прибористов
казались спримитивизированными под учебные пособия для начинающих[21]. Энциклопедии
приборостроения не существовало. МАТИ и МАИ, как и другие
авиационные учебные учреждения, - не стремились
создать Энциклопедию авиационного приборостроения. Конструкции, как и
технологии используемых самолётов – скрывали от конкурентов.
Она могла быть только для "служебного пользования". Но могла быть
легко скопирована, утечь к конкурентам. Чертежи конструкций даже внутри
одного КБ не были свободно доступны для любого конструктора. А писать энциклопедию отлетавших конструкций – дорогая игрушка с палой потребностью. Только в КБ Яковлева было
около 200 проектов самолётов. И с их комплектацией никого
знакомить не собирались. Так же и в других КБ. Обзоры не делал
и Главк. Ветераны КБ не
помнили ни одного прибора с необходимыми механизмами переключения, подобными
воображаемой мной конструкции. И все приборы со сложными
редукторами не были столь малы … Ни один
подходящий механизм из справочников нельзя было втиснуть в имевшееся пространство. О мерещившихся мне
механизмах - в справочниках и намёка не
было … Оставался ещё утомительный
поиск среди изобретений. Их механизмы почему-то не издавали в
виде справочников, не раздавали в инженерные библиотеки. В КБ копии
такой библиотеки не было. А фонд механизмов в
московской Патентной библиотеке[22] очень велик! Он не
имеет аналитических сборников и справочников по объёму изобретённого. Если не
сидеть там в фондах с утра до вечера (а кто ж тебя отпустит?[23]), то ездить вечерами
после работы можно годами … Но какая семья это
одобрит и потерпит? Хотя моя мама и это терпела бы. Но она переживала за меня каждый
день, читая на моём лице, что мне стоит моё увлечение самолётами. Кстати, в часах есть
готовый переключатель с механизма завода пружины на механизм передвижения
стрелок. И это – простая зубчатая муфта! Не пройтись ли
командировкой по часовым заводам, по их архивам и библиотекам? Да кто же тебе подарит тебе такую экскурсию? Ты – кто? А энциклопедии часовых
механизмов я тоже не нашёл в каталогах главных столичных библиотек. Однако, зачем делать редуктор мотоцикла или как в часах? У меня же есть идеи поставить датчики положения
барабанов счётчика напрямую на барабаны! А внедрить их можно по формуле Якубовича: подарить
конструкцию, но не начальству, а прекрасному человеку - Богомольцу. Пусть он решит проблему без
инфаркта. И я начертил несколько конструкций. В первой - вообще убрал светоклин (стекло прибора с
освещением шкалы и счётчика). Индикаторы эшелона вывел прямо на лицевую
панель, из которой торчали пять барабанов с цифрами, которые колёсиком
при каждом барабане можно независимо друг от друга крутить пальцем. У каждого барабана - свой датчик положения на 10 щелчков. Можно
просто релейные контакты. Можно - через собственное
опознаваемое сопротивление на каждой цифре. Например, от 100 ом через плюс 10 на каждой следующей цифре. Никаких
редукторов с изменением скоростей! Простейшая плата формирования
совокупного сигнала из 50 (5 по 10) возможных. Прибор
станет проще, меньше, легче. Его придётся догрузить балластом для
сохранения балансов приборной доски. Прежде нести Богомольцу, показал Николаю Егорову.
Николай сказал, что это совсем не пойдёт, т.к. в щели вокруг барабанов
полетит песок, пыль, грязь, забьёт элекроконтакты ... За барабанами можно сделать стенку, механику и контакты спрятать за
ней. А можно сделать ближе к
привычному варианту. Даю вариант 2. Прежнее лицо за стеклом, но ручка крутит
раздатчик на 5 независимых барабанов.
Напротив каждого барабана внизу - кнопка. Нажал - подключил барабан к ручке, накрутил нужную
цифру. С каждой цифры опять - персональный сигнал. Прибор опять прост и
лёгок, подсвечен, почти герметичен, привычен на вид. Проблему простоты задачи
любой цифры эшелона снимает. И времени работ - минимум. Можно на ручке или отдельно сделать функцию
блокировки кнопок от случайного нажатия и изменения заданных цифр. Можно добавить бленкер-флажок снятия
блокировки (опасности изменений). Можно в этом положении отключать ПЗВЭ в системе задания
эшелона (до
новой блокировки заданных цифр). Даю вариант 2а. Можно вообще убрать
ручку накрутки, оставив 5 кнопок, дав им функцию
толчка с изменением одной цифры за толчок. Плюс кнопку блокировки 5 кнопок от внесения изменений. Предлагаю вариант 3. Прежнее лицо за стеклом, но цифры счётчика - электронные матрицы. И кнопка под каждой цифрой для изменения на 1 (от 0 до 9) при каждом нажатии. Предлагаю вариант 3а. Лучше бы вообще без стекол, матрицы вывести
прямо на лицевую панель, как и сигнализаторы выхода из эшелона. Выход электронных сигналов в кабель можно оставить прежним. Николай доволен, но ставит диагноз: Богомолец
чужую работу как свою - не возьмёт, это для мальчиков - делать альбом чертежей по чужим эскизам. А Якубович темы Богомольца на себя не возьмёт. И там ещё - отношения Марка со
Скотниковым ... |
Скотников,
начальник ТКО5 в день закрытия отдела |
Понёс Николай мои картинки
Богомольцу, даже ему мою фамилию не упомянул, вернулся печальным. Всё - как предсказал. Рыцарь чести и честности отказался
от чужого. Послал к Скотникову. Мысль о пользе стране – не срабатывала при ущербе чести. А пошли к Скотникову? Пошли. Лучше бы не ходили! Николай в азарте забыл, что меня возле этого ТЗ не
должно было быть и на пушечный выстрел! |
Николай рассказывает
предложенную мной конструкцию, я стою рядом, а Скотников дёргается и
спрашивает меня, - что мне надо? - Так это же Семён предложил, - говорит Николай. Скотников по-зе-ле-нел: - А кто ему ТЗ показал? Тут Николай побледнел. Но
я тут же нашёлся: - Виктор Яковлевич, а его вся курилка обсуждает!! |
Что правда, то - правда. Начальник не раз
был свидетелем болтовни. Курилка - умывальник мужского
туалета - напротив его кабинета.
На кого докладную писать в 1-й отдел? Но тут же нарушил правила
сам, строго сказав Николаю, что – задано: ничего в
конструкции не менять, кроме увеличения дискретности счётчика до
десятков и добавления скорости быстрого ввода! Мои фантазии - в корзину. Меня - на место. Ради соответствия приказу на Задание Скотников даже к Главному
Конструктору КБ не пошёл докладывать предложенные мной конструкции.
Ведь тогда надо было говорить о конкретном разглашении и объекте
знаний, о его отделе, а не о мифической курилке, о болтовне в которой
документов (кроме доносов без звукозаписи) не создашь. Мои картинки остались
начальнику, мы, пришибленные, вернулись. Мне-то с 1-м отделом не
раз беседовалось
о превышении моих интересов. Гордиться нечем, на ниточке висел. А Николая это прилично пугануло. С "ведущего" можно было легко слететь. Кого царапнуло в НКВД или
КГБ, те лучше меня поймут, чем смотревшие об этом в кино. Но не тронули, т. к. в паре с Богомольцем они были не
заменимы. Я вернулся к работам Марка. Помочь Богомольцу
не удалось ... Лучшие, как мне казалось,
мои решения - было жаль. Уже через месяц весь
Аэрофлот мог бы летать по любому заграничному эшелону. Если бы с
отработкой заданной цифры справились рули. Но, -
не судьба. Точное исполнение[24] Заданий опять оказалось
важнее. На этом и живы все структуры исполнения указаний. Если бы мне было возможно
ездить в МАП, я бы убедил министра. Ещё один болезненный
виток? Это же действительно - безумство. Запомни: каждый сверчок
должен знать свой шесток! |
Но вирус в голове жил. Теперь снова ручка с бьющимися при переключении зубчатыми колёсами торцевой муфты - вертелась у меня в голове, стояла перед глазами
при поездке в транспорте … Я хожу внутри редуктора между колёсами, соединение которых
кто-то переключает. Смотрю на их лязгающие
удары. Психиатр бы уже поставил
бы диагноз. Режиссёр бы поставил
фильм. А мне нужно было решение проблемы устранения
торцевых ударов на колёсах муфты Якубовича. Я ничего пока не могу изменить. Кто не
испытал это, - тому скажу: изматывает
такое весьма изрядно. Слова "нельзя",
"не твоё", "не имеешь права", "накажем", - имеют магическое влияние. Меня зациклило,
зазомбировало. Мой разум стал не столь
гибок. Я был на правильном пути создания торцевой муфты
переключения,
даже более простой, как на головке завода в часах, но вернусь к ней потом,
когда создам иную конструкцию ... Если бы над проблемой
работало 2-3 головы, мой глюк кто-нибудь заметил бы и от него меня отвлёк. Но
я был обречён таиться и думать одиночкой. Доработки муфты Марка, которые я хотел провести, мне запрещал
Скотников, и я отмёл эту муфту, как дефектную в целом. А "дефект" состоял в том, что та муфта
переключалась электромагнитно. Если торцы её зубьев столкнутся
вершинами, но не соскочат сами в зацепление, то переключение
не произойдёт. Можно было доработать зубья до создания момента доворота.
(это и стало потом моим изобретением). Можно было просто дать
повторную электрокоманду, чтобы ею добиться сцепления. Но тогда надо
создать датчик "сцепление есть" и "сцепления нет". Я бы его сделал легко. Но ни на первую доработку,
ни на вторую согласие не давал начальник отдела Скотников, тупо
твердивший, что "лучшее - враг хорошего". Скотников сам был врагом
лучшего.
Особенно, - для Якубовича. Потом и
для меня. Он буквально, как паук, ждал
ситуаций, когда у Якубовича случится происшествие, и он Марку отомстит. А возможность происшествия тут была очевидной. Но вероятность
пока была на стороне Марка. А главными моими муками над совершенствованием муфты Якубовича составили расчёты электромагнита. Зачем об этом думал? Мне же показали, что в тему меня никак не пустят, а гордый Богомолец чужую мысль обрабатывать не
возьмёт. Но тут на меня нашло ещё одно затмение. Когда теряешь
голову, то она скорее катится дальше, чем возвращается на место. Я забыл, что тут переключение
чисто ручное, любое не смыкание торцевой муфты не так заметно даже для
крутящего - исправлялось бы малым доворотом
ручки рукой! Досконально зная свою модернизированную муфту, эту
конструкцию я бы начертил за 1 день без мучений. И за
1 день дал бы новую конструкцию ПЗВЭ.
Переключение можно было повторить простым, как на голове завода в часах. Потом, когда я уже создам
чертежи ПЗВЭ на новом соединении, никто не подумает об этом варианте.
А оно бросалось в глаза, просилось! Не увидел это ни
многоопытный конструктор Богомолец, ни сам Якубович, ни "гений
отдела" - Скотников[25]. Этих трёх голов вполне
хватило бы для возврата меня к простейшему решению муфты переключения на
головке завода в часах. Но они изолировали меня - и себя от меня. Заставим себя помнить, что
пока меня к теме ПЗВЭ никто и не допускал! Я уже мог бы быть сдан работникам охраны режима
секретности. Но Скотников своим молчанием защитил себя от случайных попыток
примазать его к утечке данных ТЗ через мою причастность к его отделу. Вдруг теперь в моём
(недопущенном к раздумьям) мозгу 3 соосных (на одной оси) цилиндрических зубчатых колеса с отдельно
нарезанными на торцах зубьями знакомой мне торцевой муфты заменились
на 3 обычных колеса на 3 осях, между которыми надо переключиться. Теперь переключающее
колесо торцами своих зубьев било по торцам зубьев колёс, на которые
оно хотело переключиться. Вероятность попадания зуба перемещаемого колеса
во впадину встречного - очень мала. А я не заметил, почему мне вдруг стало так плохо. Я захотел-таки этих столкновений избежать. Мой мозг
помнил про торцевые зубья, но они ведь были не на торцах
зубьев цилиндрических колёс, которые я в сознании бил друг о
друга просто плоскими торцами! Торцевые зубья на муфте
Якубовича были нарезаны отдельно от цилиндрического зубчатого колеса,
которое я пытался перемещать плоскими незаточенными торцами. И я мысленно стал
отбиваться от лязгающих ударов зубьев по-мушкетёрски … Звоны шпаг и
зубчатых колёс … Острые рёбра
зубьев замелькали в виде шпаг, отбивающих удары … Тонкие рёбра длинной Шпаги
не боятся сильных ударов. А зубья редукторных колёс не могли быть
подвижны и упруги, как шпаги. И не могли быть тонки, как
иголки[26]. Но зуб цилиндрического
колеса на торце надо заточить для удара!!! И зазвенели короткие гладиаторские мечи … Будь при КБ психолог и
оценка состояния сотрудников, - не миновать мне было б
"психушки"[27] при таких галлюцинациях! … Правда, других
соучастников "убрали" бы по другим событиям. А кадров и так не хватало. Потому, может, в
стране вообще не было таких тестов и наблюдений у "технарей" … Если б меня "привели в чувство", "вернули б на
землю", - прибор и изобретение не
появились бы … Удары мечей - сильные, но их острые
лезвия не крошатся. Если ими не лупить - лезвие в лезвие[28]. Эврика! Нужны специальная форма
и наклон зубьев, встречающих удар! Зубьев-шпаг и зубьев-мечей
у цилиндрических и даже у торцевых зубчатых колёс пока никто не делал.
Делали колёса с зубьями – как во рту бегемота, - пенёчками, пробочками. Такие колёса применяли и
в механизмах мельниц, и в часах. Но никак не для ударов ими … Другое дело – рога козлов и баранов! Но бараны в драках стремятся
именно к сильному удару, а не к уклонению от него. Одно
слово – бараны! Но рёбра рогов
не заточены. А мне надо спасти зубья от последствий удара[29]. И опять замелькали в мозгу картинки … Прямые мечи гладиаторов сменили кривые ятаганы … Да! Рёбра встречных зубьев
должны быть наклонены и изогнуты, чтобы увести удар в сторону и довернуть
зубья от сил удара, ввести их в зацепление … В битве мечей и сабель есть свобода меча, а у меня
он парализован движением зуба вдоль оси колеса. И в этом параличе надо создать уклонение от
прямого удара лезвия и доворот лезвия для удара по иной цели. Мои цели - впадины встречных зубьев. Мне надо туда доворачивать
зуб, который туда не попал сразу. Для смягчения удара наклон
и изгиб торца – это хорошее решение. А вот для сил, передающих вращение через сцепленные
зубья торцевой муфты, это ведёт к потерям передаваемой мощности, к отталкиванию
сцепленных зубьев
из сцепления. И хотя этот дефект для малого электромагнита - определяющий, а для ручного усилия - нет, моя мысль опять улетает от торцевой муфты. Вот, если бы после
смягчённого удара – они переходили бы в
устойчивое зацепление … Хотелось чуда ... Бьющиеся мечи торцевых зубьев напомнили о
находящихся над ними обычных зубьях цилиндрического зубчатого зацепления.
Мечи соскальзывали во впадинки их зацепления … Торцевые зубья могли из смягчённого удара перевести к зацеплению
цилиндрических колёс, если торцевые зубья создать на торцах зубьев
цилиндрического зубчатого колеса. Один бой, главный, - захват нужной идеи в собственной голове, я выиграл. Теперь предстояла ещё одна
сложная миссия повторного предложения недопущенного к теме и размышлениям - с этой идеей от "недостойного" – выйти "наверх". Настойчивого в
преступлении - могут и пристрелить ... |
К продолжению
(Осложнения Безумства)
\ Простые решения … - впервые в мире 1986-1996-2006-2016-2020 |
Большинство файлов сайта, и этой книги, были повреждены атаками хакеров в 2005-2007 годах.
Автора такие стрессы чуть не убили.
Но более 2 гб сайта восстановлено.
Все предыдущие файлы книги
восстановлены вполне.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ продолжается, НЕ
ЗАКОНЧЕНО!!!
ã Фонд гражданских инициатив Ò, МО МОИП, 1993-2020
ã Маленков С.К., член международного Союза славянских журналистов (МССЖ)
Здесь Вы можете выбрать код наших банеров и текстовых ссылок из
расширенного списка
и поставить его на Ваш сайт \\ Раскрутись сверх Миллиарда (!)
посетителей!
Наш адрес: 123458,
Москва, ул. Твардовского 13-2-169, тел. 8-925 537-28-07 \ Skype: uniqum53
E-mail:
fogrin@rambler.ru
Предупреждение: Почтовые
адреса даются только для переписки на темы сайта и его публикаций.
Использование адресов
электронной и обычной почты для рассылки рекламного или иного информационного
мусора будет наказываться.
Обновление:
01-01-2020fog
[1] В перечне рекордов Маленкова С.К., который начат в Сети, он тут, пока в графе 15, но под серией
первой двадцатки. Хотя это только по порядку вспоминания. До этого были и другие. Ведь эти
рекорды не вошли в серию "Безумных идей ХХ века". Они были достаточно безумны, но они
внедрены!
[2] Очень созвучно с известными стихами:
Это почти неподвижности мука:
мчаться куда-то со скоростью звука,
зная, что есть уже где-то
некто, летящий со скоростью света…
Только это уже не "некто" и "где-то", это касается лично тебя. Тут и сейчас.
[3] Аналог крепостного права. Куда определили, там и работай.
[4] А ещё хуже – могли дать звание "летуна", искателя лёгкой жизни, незаслуженных выгод или карьеры.
Характеристики пожизненно хранились в "личном деле", передавались между кадровыми службами.
[5] У многих начальников документы об изобретательстве преобладают в период начальствования. Это даёт
подозрения, что их вынужденно вписывают подчинённые в свои соавторы.
[6] Он, к сожалению, уже умер. В отношении меня он был Благородным Рыцарем, покровителем,
защитником, подсказчиком.
[7] И вырвался-таки. Я был гостем в обоих его жилищах.
[8] Не со мной, конечно.
[9] В очередниках на жильё можно было жить лет 10-12, а по договору квартиру получить – за 2 года.
И многим её не дали, ложно оформив прогулы, спровоцировав соучастие в пьянстве (попробуй с
бригадой не выпить!)… Власти "сэкономили"… Эти преступления остались не наказанными.
С бригадой я не пил и за год сдал два экзамена на повышение разряда, за что в бригаде сожгли мои
спецовки и украли
инструменты из "общебригадной" каптёрки… Не повезло с "народным
признанием"…
[10] Я получил сотрясение мозга при защите правопорядка, уволен был по состоянию здоровья, не
совместимым с требованиями стройки. Но на стройке мне пришлось таскать тяжести сверх всех норм
СНИПП, КЗоТ, ТБ (инструкций по техники безопасности) и т.п. Стройка и власти за преступления это
не сочли и своей ответственности не признали.
[11] А она связывала стрелки и счётчики зрительного образа пилота с "индикатором обратной связи" – его
электросигналом эквивалента механического указателя.
[12] Не было датчиков, прямо указывающих на положение цифр счётчика (числа на счётчике, видимого
лётчиком). Позже я предложил такое устройство, но внедрять решили более плохое устройство
начальника отдела – Скотникова В.Я., т.к. только внедрение изобретения гарантировало денежное
вознаграждение за него. Но в описываемые дни я ещё не готов был для разработки и внедрения этой
идеи, т.к. не было в моих руках (по приказу на проектирование) прибора, на котором можно было это
внедрять. Творить "на полку" или "в корзину" – не было желания и сил. Не давали внедрять и опробовать
ничего, что не было вписано в план по указе "сверху" (с соответствующей оплатой из бюджета). Мой
датчик избавлял бы от редуктора между указателем (счётчиком) и датчиком обратной связи. Но об этой
идее и проблеме – в другом рассказе.
[13] Речь о лобовом ударе торцевых зубчатых венцов – остриями зубьев, которые могут иметь и плоские
встречно расположенные площадки (в зависимости от технологии изготовления). Это маловероятный,
но недопустимый "отказ", авария. Возможно, - исправимая повторной попыткой. Этот недостаток
устранялся моим изобретением, описываемом в этом рассказе, и ставшем в основу выхода из кризиса,
с описания которого я и начал рассказ.
[14] А это устранило бы дефект и риск сразу в нескольких приборах. Но скорее начальство оставит риск
(и вину на Якубовиче), чем доверит что-то новичку (и риск от этого возьмёт на себя).
[15] Я фактически надолго был отстранён от плановых работ, а таких "творческих отпусков" никому не
давали.
[16] Был ещё один вариант: наказание за несанкционированные работы, что могло "пахнуть" и тюрьмой.
[17] Денег и времени на это не дали бы. Да ведь и результат был не очевиден (или предсказуем был только
вариант провала).
[18] Позже на курсах патентоведения нам рассказали о японской традиции выслушивать любые предложения
рабочих и работников. Хороший хозяин выслушает всё учтиво, поручит спецам разобраться в
предложенных идеях. В СССР же требовали считать начальников - всегда умнейшими. ("Ты -
начальник, я – дурак").
[19] Это усложнение технологии изготовления.
[20] Потом я обнаружил в КБ чертежи более 400 шайб, пытаясь их унифицировать в 1-2 чертежа, чему
воспротивился "отдел секретов". Но я внедрил и унификацию шайб и прокладок, и унификацию осей и
валов, трибок и колёс…
[21] Я пытался справоцировать справочник-энциклопедию по применению механизмов в приборах. Для
этого надо было в документацию о каждом приборе включить таблицу использованных в нём
механизмов. Для работы и эксплуатации прибора эти данные не имели значения, а для внедрения этой
идеи нужен был хоть один заказчик,
какими могли быть издательство энциклопедий и Академия
Наук. Они не поняли моего предложения. А у меня не было времени для настойчивости и пропаганды
идеи. Открытому распространению каталога-реестра используемых в технике механизмов мешали
интересы секретности некоторых разработок авиапрома. Энциклопедию механизмов в приборах тогда
надо было вести в открытой и секретной версиях, т.е. ещё более дорогой.
[22] На Бережковской набережной в Москве.
[23] На такие поиски ездили бы многие, как на отдых с самообразованием, план и результат которых нельзя
задать и востребовать. Откуда ждать добросовестности у понуждаемых, личной цели не имущих?
[24] Хотя Скотников сам нарушит это требование.
[25] Он считал себя лучшим конструктором отдела, но ошибок подчинённых не видел и не исправлял.
[26] К тому же их мнимые диаметры были пропорциональны меняющимся радиусам поверхностей в точке
удара.
[27]
Больницы для психически больных, куда отправляли людей с "навязчивыми" идеями. Врачи ведь
цену
технических новаций и механизмы их рождения оценить не могли. Для них все изобретатели – "психи".
[28] У рубящего оружия делали специальные участки для разрушения лезвий противника. А тут у меня была
"задача наоборот" – любые удары не должны вызвать разрушение.
[29] Не допустимы ни пластические деформации, ни выкрашивание.